- Рельсы
- [rails] — фасонные профили отраслевого назначения с тремя основными элементами: головкой, шейкой и подошвой. Прокатные рельсы многочисленных типоразмеров, разного применения и профиля: нормальные железнодорожные, для стрелочных остряков, трамвайные желобчатые, контррельсы, для узкой колеи, тавровые, двухголовые рельсы особой конструкции и др. Наибольшую группу составляют рельсы железнодорожные широкой колеи Р75, Р65, Р50 и Р43 (числа — погонная масса рельс, кг). Отечественные рельсы широкой колеи производят из катаных и непрерывнолитых блюмов на рельсобалочных станах (РБС). Некоторые виды рельс катают на крупно- и среднесортовых станах. Существует большое разнообразие схем прокатки рельс нормального типа. Например, из прямоугольной заготовки вначале получают черновой раскат (обжатием в ребровых калибрах с разрезанием, развертыванием и оформлением подошвы), который разрезают с формированием головки и докатывают в рельсовых калибрах до конечного профиля. На современных станах рельсы катают с применением универсальных клетей. Обычно прокатываемые рельсовые полосы режут на длины 25 м с припуском на усадку и фрезерование, после чего рельсы подвергают изгибу на подошву для компенсации теплового искривления, противофлоконной обработке, правке, термообработке (общей и местной), приемке и т.д.
Энциклопедический словарь по металлургии. — М.: Интермет Инжиниринг. Главный редактор Н.П. Лякишев. 2000.